четверг, 2 марта 2017 г.

Инновационные технологи в развитии речи детей старшего дошкольного возраста

Участие в семинаре

Категория: докладчик
дата:

Мастер-класс "Инновационные технологии в развитии речи детей старшего дошкольного возраста"

С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования актуальным становится внимание к одной из задач деятельности воспитателя - это развитие речи детей.

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового развития ребенка.

Задачи речевого развития:

  • Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры;

  • Обогащение активного словаря;

  • Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; 

  • развитие речевого творчества;

  • Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

  • Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

  •  формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.


Технологий речевого развития огромное множество и в своей работе я стараюсь максимально разнообразно и творчески использовать их, поэтому в ходе мастер-класса я хотела бы познакомить вас с 4-мя универсальными приёмами развития речи основанными на технологиях: 


  • -  мнемотехник, 

  • -  составлению творческих рассказов по картинкам, 

  • -  методов Теорий Решения Изобретательских Задач, 


Первый приём с которым я хочу вас познакомить это «поощерение речевой активности», он основан на технологии «сказок-календариков» Ларисы Журавлёвой. 

  (Выбираются два добровольца из числа участников мастер-класса, им предлагается сочинить сказку в специальных тетрадях или просто выразить свои мысли рисунком, а пока они рисуют продолжается повествование)


Я использую эту технологию для организации жизни детей в детском саду.

Утро начинается с приёма детей. И вместо обычных бесед дети сочиняют сказки, а педагог их записывает. Основная функция воспитателя - внимательно слушать и записывать. Медленно проговаривая каждое слово, педагог исправляет окончания, предлоги, постановку слов в предложении. Сказки зачитываются вслух воспитателем, либо дети озвучивают свои картинки сами, по памяти. Все делятся своим мнением, а выбирает «сказочника» всегда нейтральная сторона. Например, ветерок, березка, любимая игрушка, персонаж из сказки и т.п.

Обычно, выбирается по одному ребёнку из 1-ой и 2-ой подгруппы, чтобы они образовали пару. С этой минуты они главные в группе. Им выпадает возможность выбирать игры и назначать дежурных, созывать детей с помощью колокольчика на прогулке, решать спорные вопросы и многое другое.

Данная технология решает одну из сложнейших задач речевого развития – составление связного рассказа. Кроме того у детей в этом процессе развивается воображение и образное  мышление, активизируется словарный запас, а на ряду с этим «Сказки-календарики» ещё и помогают решить вопрос индивидуального подхода к каждому ребёнку. Можно использовать данную технологию как диагностическую (в виде метода пролонгированного наблюдения), как коррекционную методику (помогая ребенку формулировать свои мысли в связную речь).

 

Атрибуты «сказочника».

А теперь я вижу, что истории у вас написаны. Кто хотел бы поведать свою?

За смелость вы получаете символ первенства – сумочку «сказочника» и титул «Сказочника дня». Теперь вы официально моя помощница в проведении мастер-класса.

(Педагог просит добровольцев рассказать об их рисунках, после чего выбирает их сказочниками. Вручает волшебную сумку – атрибут «сказочника», в которой лежат карточки с играми.)

Вот вам волшебная «сумка сказочника» с играми и заданиями. Мы используем её на прогулке для выбора подвижных игр, а в группе для выбора сюжетно-ролевых. А пока, для примера, в ней лежат несколько речевых игр, которыми мы пользуемся для развития навыка сочинения сказок.

(Пока аудитория рассматривает сумочку и слайды, педагог делает небольшое отступление)

(Из трёх карточек для игр педагог выбирает первой – «кубики историй»)

(слайд 14) Благодаря схематическому изображению названия игры, дети могут самостоятельно принимать решения, во что они хотели бы поиграть на данный момент. Например это игра называется «кубики историй Рори О,Коннора», основанная на мнемотехнике. Основная идея мнемотехник – это развитие речи по средствам образного мышления. Эта игра отлично развивает воображение, внимание, память и расширяет словарный запас. Вот вы видите на слайде кубики. Попробуйте описать на что они похожи. А теперь давайте сочиним историю.

(Дается инструкция к игре: Случайным образом выбираются первые три кубика и со слова «Однажды…» начинается повествовательный рассказ, ещё три кубика – это то, что произошло в истории, и последние три кубика завершают рассказ. Всего 9 кубиков, но можно менять количество от возможностей детей. А после того как рассказ придуман педагог просит участников-мастер класса повторить его. С помощью картинок подсказок все легко справляются с этим заданием)

- Историй может быть невероятное множество,... В первую очередь развивается мышление.  А пересказать? Память. А если нужно сочинять поочереди. Вот вам партнёрское взаимодействие. 

Появилась потребность в сочетании данного пособия с календарно-тематическим планированием и учитываю коррекционную направленность нашего детского сада по аналогии с Рори О, Коннором я создала свои авторские «кубики историй»

(Педагог демонстрирует пособие)

 Кто хочет попробовать?

(Выбирается ведущий, он наугад выбирает картинку с тематического кубика и составляет к ней описание. Цвет, форма, размер, для чего используется, кем используется и т.п. Остальные участники по описанию должны отгадать, какое изображение выпало на кубике ведущему.) животные.

- Можно сыграть в игру «Да-нетка». Те же загадки, но описание составляют дети, а педагог только отвечает «да» или «нет» на их высказывания.

(Суть игры сводится к разгадке некоторой тайны, заданной ведущим. Для этого участники игры могут задавать ведущему вопросы.  – это белое? - это тяжелое? – это съедобное? И т.п. Единственное ограничение: вопрос должен быть поставлен в такой форме, чтобы ведущий мог ответить "Да" или "Нет". Отсюда и название игры.) алгоритм еде.

- "Что-то" автор: М. С. Гафитулин

Если мы рассмотрим что-то…

Это что-то для чего-то…

Это что-то из чего-то…

Это что-то часть чего-то…

Чем-то было это что-то…

Что-то будет с этим что-то…

Что-то ты сейчас возьми, и скорее рассмотри!

(Давайте рассмотрим на примере самолёта, придерживаясь строк услышанного стихотворения.

Если мы рассмотрим что-то… (самолёт)

Это что-то для чего-то…(что бы летать)

Это что-то из чего-то… (из металла)

Это что-то часть чего-то… (транспорта)

Чем-то было это что-то…(металлом)

Что-то будет с этим что-то…(заржавеет)

Что-то ты сейчас возьми, и скорее рассмотри!)




Комментариев нет:

Отправить комментарий