Тема выступления: "Развитие мотивации в дошкольном возрасте как фактор воспитания духовно-нравственной культуры личности дошкольников".
Тема семинара: "Создание мотивационных ситуаций при организации совместной деятельности взрослого и ребенка в группах разного возраста"
Место: г. Челябинск, ул. Артиллерийская, 116-а.
Дата проведения 13 марта 2018 года.
Категория: докладчик.
Категория: докладчик.
Что мотивирует детей что-то делать?
Кто-то может ответить - дисциплина! Но из чего она образуется? На самом деле это форма и содержание. Чтобы заинтересовать ребенка мы используем методы и приемы, а мотивирует воспитание! Ведь это закладка ответственности и развитие мотивов.
Мотивы являются результатом
детского опыта и процессов социализации. Идеология дошкольного образования меняется в последнее время. В прошлое уходит ориентация на знания, умения, навыки, на замену им приходит создание условий успешности для любого ребёнка. Активируя его мотивацию в познавательной деятельности мы должны создать условия, чувствую уникальность каждого ребенка, для того чтобы этот ребёнок получая знания, самостоятельно добывал их. Если совсем упростить то можно выделить два ведущих мотива - это получение удовольствия (мотив достижения успеха), и избегания неудачи, то есть уход от дискомфорта.
Педагог - это образец! Вы верите, что это важно и дети тянутся за вами, и верят, что это важно!
Чтобы создать ценность, нужно перейти от состояние дискомфорта к получению удовольствия. Пример: Развитие самостоятельности - завязывание шнурков.
Можно, конечно и с незавязанными походить, но ботинки слетают и бегать быстро нельзя, можно споткнутся и упасть. А в группе есть весёлый клоун с яркими шнурками и стишок про шнурки, и ровесники, которые уже научились. А когда и я научусь, то мне наклейку дадут, будут в ладоши хлопать и мама похвалит.
Что такое мотив? - это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность.
Мотивация - побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость.
Деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а то бывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом.
Деятельностная цель: формирование способностей учащихся к новому способу действия.
Алгоритм деятельностного метода Петерсон Людмилы Геннадьевны:
Кто-то может ответить - дисциплина! Но из чего она образуется? На самом деле это форма и содержание. Чтобы заинтересовать ребенка мы используем методы и приемы, а мотивирует воспитание! Ведь это закладка ответственности и развитие мотивов.
Мотивы являются результатом
детского опыта и процессов социализации. Идеология дошкольного образования меняется в последнее время. В прошлое уходит ориентация на знания, умения, навыки, на замену им приходит создание условий успешности для любого ребёнка. Активируя его мотивацию в познавательной деятельности мы должны создать условия, чувствую уникальность каждого ребенка, для того чтобы этот ребёнок получая знания, самостоятельно добывал их. Если совсем упростить то можно выделить два ведущих мотива - это получение удовольствия (мотив достижения успеха), и избегания неудачи, то есть уход от дискомфорта.
Педагог - это образец! Вы верите, что это важно и дети тянутся за вами, и верят, что это важно!
Чтобы создать ценность, нужно перейти от состояние дискомфорта к получению удовольствия. Пример: Развитие самостоятельности - завязывание шнурков.
Можно, конечно и с незавязанными походить, но ботинки слетают и бегать быстро нельзя, можно споткнутся и упасть. А в группе есть весёлый клоун с яркими шнурками и стишок про шнурки, и ровесники, которые уже научились. А когда и я научусь, то мне наклейку дадут, будут в ладоши хлопать и мама похвалит.
Что такое мотив? - это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность.
Мотивация - побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость.
Деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а то бывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом.
Деятельностная цель: формирование способностей учащихся к новому способу действия.
Алгоритм деятельностного метода Петерсон Людмилы Геннадьевны:
- Мотивация (самоопределение) в учебной деятельности " надо", "хочу", "могу".
- Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения.
- Построение проекта выхода из затруднения (тема, цель, план).
- Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Включение в систему знаний.
- Рефлексия учебной деятельности.
С 0 до 3 лет. Включается 1-й отдел головного мозга осуществляющий связь мозга с телом и отвечающий за ней произвольную саморегуляцию - "Я хочу". Ребёнок в этом возрасте захвачен своими эмоциями и они выступают в роли первичных ценностей.
С 3 до 7 лет. Включается второй отдел мозга - задний отдел мозга, височная доля, затылочная часть; этот отдел ответственен за самооценку -"я могу" (отвечает за переработку и хранение информации).
В этом возрасте очень важно всевозможные "нельзя" вытеснять моделями поведения доступными для ребёнка, потому что заниженная самооценка ведёт к тревожности, пассивности и отсутствию мотивации продуктивной деятельности. Здесь важно акцентировать внимание детей на том, в чём они успешны, выдавать им "авансы успеха" (ты сможешь, у тебя получиться и т.п.).
В этом возрасте очень важно всевозможные "нельзя" вытеснять моделями поведения доступными для ребёнка, потому что заниженная самооценка ведёт к тревожности, пассивности и отсутствию мотивации продуктивной деятельности. Здесь важно акцентировать внимание детей на том, в чём они успешны, выдавать им "авансы успеха" (ты сможешь, у тебя получиться и т.п.).
С 12 до 15 лет. Включается 3 отдел мозга в лобной доле; он отвечает за произвольную саморегуляцию, организуют активную сознательного психическую деятельность - " я должен" (отвечает за программирование, регуляция и контроль над протеканием психической деятельности.)
Т.е. мы видим, что "фундамент" предпосылок формирования морально-ценностной системы закладывается в гораздо более раннем возрасте и для нас важно не упустить этот период дошкольного детства.
Т.е. мы видим, что "фундамент" предпосылок формирования морально-ценностной системы закладывается в гораздо более раннем возрасте и для нас важно не упустить этот период дошкольного детства.
К технологиям и приемам формирования мотивации относится инициация, как посвящение с помощью которого ребенок осознает, переживает, присваивает новое ощущение самого себя, новые впечатления о себе, а затем на формирование нового качества себя. Это позволяет детям творчески и уверенно участвовать в совместной работе, подводит к принятию общности и сознанию своей значимости.
А также уместно такие приемы как "альбом успешности", "стендовая организация фиксации успеха", "ритуалы".
Успешность формирования НОД зависит от того, какими мотивами она побуждается: от определения содержания, направленности и характера деятельности. Выбор мотивации зависит от задач и целей, учёт возрастных особенностей. Мотивация должна быть экономной. Основной мотив участия/неучастия ребёнка в образовательном процессе – наличие/отсутствие интереса. Виды мотивации: игровая мотивация (даёт лучшие результаты, т. к. детям это нравится: на каждом возрастном этапе игровая мотивация должна меняться и связываться с этапами игровой деятельности); внешняя мотивация (если ребёнок не хочет учиться, научить его нельзя; внешне деятельность детей во время НОД может быть похожей, но внутренне, психологически, она весьма разная); внутренняя мотивация,которая вызвана познавательным интересом ребёнка (результаты НОД значительно выше, если она побуждается внутренними мотивами); мотивация общения, личной заинтересованности, проблемно-бытовая, сказочная; мотивация достижения успеха (5-7 лет, познавательная информационная (после 6 лет, семантическая (обозначающая) и соревновательная (6-7 лет). Так в дошкольном возрасте непосредственная мотивация обусловливается прежде всего потребностью в новых впечатлениях, которая является базовой потребность ребенка, возникающая в младенческом возрасте и являющаяся движущей силой его развития. На следующих этапах развития эта потребность преобразуется в познавательную потребность различных уровней
Воспитатель обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества, поэтому он постоянно создает ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставит перед ними все более сложные задачи, развивает волю, поддерживает желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливает на поиск новых, творческих решений. Особое внимание уделяется предметной развивающей среде, которая должна быть ориентированной на ребенка и способствовать тому, что дети самостоятельно делают выбор; активно играют; используют материалы, которым можно найти более чем одно применение; работают все вместе и заботятся друг о друге; отвечают за свои поступки.
Успешность формирования НОД зависит от того, какими мотивами она побуждается: от определения содержания, направленности и характера деятельности. Выбор мотивации зависит от задач и целей, учёт возрастных особенностей. Мотивация должна быть экономной. Основной мотив участия/неучастия ребёнка в образовательном процессе – наличие/отсутствие интереса. Виды мотивации: игровая мотивация (даёт лучшие результаты, т. к. детям это нравится: на каждом возрастном этапе игровая мотивация должна меняться и связываться с этапами игровой деятельности); внешняя мотивация (если ребёнок не хочет учиться, научить его нельзя; внешне деятельность детей во время НОД может быть похожей, но внутренне, психологически, она весьма разная); внутренняя мотивация,которая вызвана познавательным интересом ребёнка (результаты НОД значительно выше, если она побуждается внутренними мотивами); мотивация общения, личной заинтересованности, проблемно-бытовая, сказочная; мотивация достижения успеха (5-7 лет, познавательная информационная (после 6 лет, семантическая (обозначающая) и соревновательная (6-7 лет). Так в дошкольном возрасте непосредственная мотивация обусловливается прежде всего потребностью в новых впечатлениях, которая является базовой потребность ребенка, возникающая в младенческом возрасте и являющаяся движущей силой его развития. На следующих этапах развития эта потребность преобразуется в познавательную потребность различных уровней
Воспитатель обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества, поэтому он постоянно создает ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставит перед ними все более сложные задачи, развивает волю, поддерживает желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливает на поиск новых, творческих решений. Особое внимание уделяется предметной развивающей среде, которая должна быть ориентированной на ребенка и способствовать тому, что дети самостоятельно делают выбор; активно играют; используют материалы, которым можно найти более чем одно применение; работают все вместе и заботятся друг о друге; отвечают за свои поступки.
Для углубленного исследования темы рекомендуем: Всероссийский очный семминар и вебинар "Технологии и приёмы формирования деятельностной мотивации у детей дошкольного и начального школьного возраста".
Комментариев нет:
Отправить комментарий